Как выбрать усилитель

Аватара пользователя
biker
Генеральный Администратор
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 03 окт 2008, 11:47
Город: Сочи
Автомобиль: Nissan Pathfinder WD21 1992, графит, VG30E, АКПП LH
Mitsubishi Pajero IO (Pinin) 1999 белый RH
была ((( Nissan Maxima EXCLUSIVE, VG-20E, белый 1986 RH
День Рождения!: 09.05.1984
Откуда: Сочи
Контактная информация:

Как выбрать усилитель

Сообщение biker » 21 фев 2009, 17:12

Сегодня мы поговорим о выборе компонентов, без которых невозможно себе представить современную автомобильную аудиосистему, а именно о выборе усилителя.

Для начала определимся какую систему мы собираемся строить. Как мы уже писали возможны несколько вариантов:

1. Двухполосный фронт + сабвуфер.
А) Самый простой вариант - это применение 4-х (либо 3-х) канального усилителя. При этом 2 канала будут работать на фронтальную акустику через штатный кроссовер, а вторая пара (либо третий, сабовый канал) будет обслуживать сабвуфер. Как правило применение 4-х канального усилителя подразумевает относительно невысокую мощность низкочастотного звена, порядка 200-250 Вт. Этой мощности вполне достаточно для прослушивания музыки живых жанров, таких как джаз, рок, классика, а также легкой современной музыки. Цена на подобные усилители как правило не ниже 100 "Бакинских". При выборе 4-х канального усилителя для такой компоновки следует обратить внимание на то, какие фильтры и регулировки он имеет. Как правило необходимо иметь фильтр низких частот (HPF) для фронтальной пары каналов и фильтр высоких частот (LPF) для Сабовой (тыловой) пары. Обратите внимание, что в зарубежной практике фильтры называются диаметрально противоположно от отечественных названий: например HighPassFilter переводится как "Фильтр пропускающий высокие частоты", то есть является фильтром низкой частоты. Таким образом, HPF обрезает сигнал снизу, а LPF - сверху. Еще полезно наличие на второй паре каналов так называемого Бас-Бустера - схемы подъема баса. На различных усилителях она называется по-разному: BassBoost, GrandBass и т.д. Бывает в трех вариантах: нерегулируемый (просто вкл-выкл), частично регулируемый (есть возможность регулировки величины подъема) и полностью регулируемый (возможно отрегулировать не только высоту подъема, но и центральную частоту. Ну и совсем хорошо, если усилитель имеет фильтр инфранизких частот (сабсоник) и фазовращатель. Конечно, таким богатым набором фильтров обладают как правило недешевые изделия. Хотя есть и исключения, например усилители DLS серий Matador и Classic. При довольно невысокой цене (порядка 8000 рублей за 4-х канальник) они обладают богатейшим набором. Более дорогая альтернатива - усилители Boston, Kicker KX800.4, Audiobahn A4075 HCQ, PhoenixGold Ti500.4 и др.

Из более простых в оснащении, но тем не менее достойных аппаратов могу выделить усилители компании Soundstream (например серия Lil'Wonder, характерная своими маленькими габаритами, отличным звуком и приличной мощностью. Кроме того эти усилители не требовательны к питанию, поэтому возможна их установка даже на мотоциклы), Dragster (например серия DAB, феноменальная мощность и скорость для таких недорогих аппаратов, хотя и фильтры не без греха), Ivolga BG-1004, Magnat Bull Power 600, AudioArt 4200HO.

Б) Более продвинутое решение - применение двух усилителей: один для фронтальной акустики, второй для сабвуфера. Как вы уже наверное догадываетесь, опять возможны два варианта подключения фронта: двухканальный усилитель, акустика работает через свой штатный кроссовер. И второй вариант - применение четырехканального усилителя для фронта. При этом каждый динамик (вуфер и твитер) работает от собственного канала. Такая схема дает значительно больше возможностей для настройки системы. Но и требования к усилителю очень высоки - желательно наличие развитого кроссовера с возможностью регулировки HPF до 5-7 кГц. Примером могут служить усилители, перечисленные в предыдущем разделе или модели приходящие им на смену.

Что касается сабвуфера, то здесь ситуация такова: отдельный усилитель. Как всегда есть варианты: моноблок (одноканальный усилитель, специально разработанный для применения в качестве сабового) или мощный двухканальник, подключенный к сабвуферу по мостовой схеме. Применение 2-х канального усилителя в качестве сабвуферного имеет как правило одно существенное ограничение - большинство таких усилителей не способно работать на низкоомную нагрузку в мостовом режиме. А на 4 Ома мощность как правило невелика. Хотя есть и исключения, например DLS MA23, Kicker KX300.2, RockfordFosgate P3002. Что же касается моноблоков, то тут таких ограничений как правило нет. Практически все они стабильно работают на 2 Ома, а большинство способно легко отработать на 1Ом. Требования к фильтрам описаны выше. Большинство усилителей, предназначенных для работы с сабвуфером имеют выносной дистанционный регулятор уровня баса. Реализована эта схема либо как дублирование регулировки Gain (Level), либо как дублирование Бас-Буста. Очень удобная опция, особенно для тех, кто периодически возит родственников, ничего не смыслящих в "большом искусстве". Примерами таких усилителей являются DLS MAD11, ArtSound PA 800.1, RockfordFosgate P3001, Alpine MRD-M1001 и пришедший ему на смену аппарат серии PDX и многие другие.

2. Трехполосный фронт + сабвуфер.
Собственно о сабвуферных усилителях мы поговорили, поэтому тут речь пойдет о возможностях реализации усиления фронта. И опять же возможны варианты:
А) Двухканальный усилитель. При этом разделение полос производится пассивными фильтрами (кроссоверами), либо самодельными, либо входящими в комплект акустики. К таким усилителям как правило предъявляются повышенные требования по мощности, по причине серьезного ее падения в цепях пассивных фильтров. Например тот же DLS MA23 или Dragster DAB 2150.
Б) Четырехканальный усилитель. Наиболее приемлемая схема - пара каналов на Мидбасы, пара каналов на СЧ-ВЧ через пассивный фильтр. При этом у усилителя желательно наличие развитого полосового фильтра для одной пары каналов.
В) Шестиканальный усилитель. Таким образом на каждый компонент работает отдельный канал усилителя. Этот вариант дает наибольшие возможности для настройки. С условием, что сам усилитель обладает необходимыми фильтрами. Здесь желательно наличие полосового фильтра для двух пар каналов, HPF с возможностью его регулировки до 5-7 кГц. Поэтому цена таких аппаратов довольно высока и составляет не менее 450 долларов. Ярким представителем таких усилителей является DLS CA-650, аппарат с прекрасным звуком и богатейшими возможностями кроссовера.
Г) Несколько усилителей. Эта схема наиболее аудиофильская. Причина этого - так называемое переходное затухание. Этот параметр характеризует "просачивание" сигнала из одной пары каналов в другую. Естественно это влияет на звук. Поэтому в системах соревновательного уровня применение многоканальных усилителей не распространено. Наиболее часто применяются 3 двухканальных усилителя. Требования к фильтрам усилителя в подобных системах такие же как и для 6-канальных аппаратов.
Д) Несколько особняком стоит следующая схема подключения 3-х полосного фронта: твитеры от "головы" + четырехканальный усилитель на НЧ и СЧ. Применение подобной схемы наиболее эффективно с головными устройствами, обладающими развитым кроссовером, например Alpine CDA-9813, -15, -33, -35, -53, -55. При этом усилитель НЧ-СЧ должен обладать развитыми фильтрами с возможностью полосового включения. Примеры этих усилителей приведены выше.

Отдельного слова заслуживают специализированные усилители для соревнований по неограниченному звуковому давлению - SPL. Это настоящая "тяжелая артиллерия" с мощностями от 1,5 кВт и выше. Как правило, все они относятся к классу D, обладают нестабилизированным блоком питания, несколькими цепями защиты. Имеется также возможность соединить вместе несколько одинаковых усилителей для увеличения суммарной мощности. Это так называемое мостовое включение. При нем усилители соединяются по специальному сигнальному кабелю и управление настройками обоих (всех, так как мостить можно более двух усилителей) аппаратов осуществляется с главного (Master) в этой цепи. Фильтры таких усилителей как правило подчинены одной цели - достижению максимального звукового давления. Обычно это LPF, сабсоник, схема подъема баса и фазовращатель. Большинство таких усилителей имеют выносной регулятор уровня баса, о реализации которого уже говорилось выше. Но возможны и оригинальные решения, например аппараты Cadence серии ZRS оснащаются устройством, которое при нажатии кнопки Burst выбрасывает на потребителя максимальную мощность за короткий промежуток времени. Очень полезное приспособление… Цена на данные изделия как правило не меньше 550 долларов, а аппараты таких производителей как Kicker, Rockford Fosgate и др. стоят от 1500 долларов.

Автор: Сергей "Smoke" Туманов ©
источник: http://www.space-studio.ru/art1.php
ушОл в запой, вернусь не ...

Доставка любых товаров из японии в Россию

моя мобила: +7 962 888 3 808 (Билайн Сочи) Серега

Изображение

Вернуться в «Статьи-публикации-доработки»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость